Слоны собрались вокруг тела павшего сородича. Специалисты считают, что, обследуя тело, слоны не только распознают выбывшего, но и эмоционально переживают, и при этом переживания об утрате у слонов индивидуальны. Фото: dailymail.co.uk
Люди хоронят своих умерших, сопровождая это действие определенными, закрепленными традицией, ритуалами. Ритуалы погребения являются признаком становления сугубо человеческого символического мышления.
Считается, что у животных нет особенных поведенческих схем в отношении своих мертвых, неподвижные тела просто перестают интересовать членов группы. Однако наблюдения показывают, что это не так: многие млекопитающие проявляют повышенное внимание как к телу умершего, так и к осиротевшему сородичу. В специальном выпуске журнала Primates рассматриваются несколько показательных примеров для лошадей, горилл, шимпанзе, слонов, а также обобщаются известные надежно зарегистрированные примеры поведения животных в этих печальных обстоятельствах.
В начале 2020 года вышел специальный выпуск журнала Primates, посвященный необычному вопросу: как животные относятся к смерти своих сородичей? Мы, люди, обычно думаем, что животные в этом смысле «бесчувственны», то есть тело умершей особи своего вида они воспринимают просто как предмет обстановки. Напомню, что для антрополога манипуляции с телами умерших — это один из основополагающих признаков становления символического мышления. Но важно понимать, откуда это мышление появилось — сформировалось как совершенно новая часть человеческого сознания и соответствующего поведения или же развилось на базе имевшихся поведенческих (нейробиологических) предшественников. Наблюдения за животными как в дикой природе, так и в неволе заставляют переосмыслить прежние представления на этот счет. Или, по крайней мере, внимательнее присмотреться к фактам, а не к собственным интуитивным моделям.
С 1980-х годов известно, что лабораторные крысы в ответ на присутствие мертвых тел конспецификов демонстрируют более или менее стандартное поведение. Сначала принюхиваются, находят по запаху мертвое тело, а затем закапывают его в слой опилок на полу клетки. В эксперименте так поступили 19 крыс из 30 (см. J. Pinel et al., 1981. Cadaverine and putrescine initiate the burial of dead conspecifics by rats?). Как выяснилось, крысы реагируют на специфические продукты разложения тел — кадаверин и путресцин.
В дикой природе очень редко случается наблюдать за поведением в таких специфических ситуациях, как смерть сородича. Однако даже для китообразных таких наблюдений набралось немало — 78 случаев с 1970-го по 2016 год (см. G. Bearzi et al., 2018. Whale and dolphin behavioural responses to dead conspecifics). Дельфины и киты подплывали к умершему, пытались помочь ему, поддержать, оставаясь рядом долгое время. Чаще такое поведение демонстрировали самки по отношению к мертвому детенышу или к другим самкам; самцы демонстрировали определенное поведение в отношении умершего лишь в 15% случаев. Они чаще всего подталкивали тело к самке, чтобы та что-то предприняла. Авторы исследования пришли к выводу, что манипуляции с телом умерших характерны для видов с наибольшим индексом энцефализации: чем он выше, тем обычнее повышенное внимание к мертвым сородичам. Иными словами, увеличение мозга так или иначе предопределяет поведение в отношении к умершим сородичам или конспецификам.
Дельфин выражает скорбь из-за гибели своего товарища. Фото из статьи G. Bearzi et al., 2018. Whale and dolphin behavioural responses to dead conspecifics
Очень интересные результаты представлены в обзоре по слонам (Sh. Goldenberg & G. Wittemyer, 2019. Elephant behavior toward the dead: A review and insights from field observations). Авторы, проводившие наблюдения в заповеднике Самбуру (Samburu National Reserve) в северной Кении, дали детальное описание реакции слонов на смерть своей 55-летней товарки. Ее тело лежало недалеко от тропы, проходившей по обычному маршруту слонов. Оказавшись недалеко от тела, слоны подходили к нему, нюхали и трогали хоботом или просто стояли вокруг него. Они возвращались к телу и на следующий день, и после, останавливались и обследовали его хоботом. Взрослый сын умершей слонихи пытался, по-видимому, поднять ее, толкая бивнями, а ее дочь оставалась рядом, когда другие уже отправились дальше по своему маршруту (см. видео).
Дочь умершей слонихи не расстается с матерью. Фото с сайта dailymail.co.uk
У дочери умершей слонихи наблюдатели отметили обильные выделения височных желез, расположенных между глазами и ушами. Височная железа у слонов начинает выделять секрет при эмоциональных стрессах различной природы. По мнению авторов работы, повышенное внимание к телу умершего конспецифика не является простой попыткой установить его индивидуальность, как можно было бы решить исходя из ритуала обнюхивания и касания тела умершей слонихи. Ведь слоны не один раз возвращались к телу, которое они до того уже обследовали, причем чаще возвращались индивиды из родной для умершей группы, возвращался и ее взрослый сын. Попытки распознать индивидуальность также не объясняют, почему дочь умершей слонихи испытала при виде трупа матери сильный стресс.
В статье предлагается обзор всех точно описанных случаев поведения слонов по отношению к останкам умерших конспецификов (32 научных описания). Из обзора видно, что в наблюдениях в заповеднике Самбуру нет ничего исключительного. Обычно так и бывает: слоны проявляют повышенное внимание к мертвому телу или его частям или даже высохшим старым костям, обследуют их, иногда пытаются перенести их на другое место, а в случае со свежими останками даже покрывают их сверху ветками. Если на пути слонов положить кости различных крупных животных — носорогов, быков, жирафов, — то слоны пройдут мимо, не обращая на них внимания. Зато около слоновьих костей они обязательно остановятся, постоят, обнюхают и потрогают хоботом (см. Поклоняются ли слоны могилам предков, «Элементы», 26.10.2005). Так что на этом примере видно, что у умных, высокосоциальных животных, таких, как слоны, отношение к умершим сородичам нельзя упрощать до общего интереса к неподвижным предметам, этот интерес больше обычного, он отличается индивидуальностью и эмоциональностью. К сожалению, наблюдений пока слишком мало, чтобы делать какие-то более глубокие выводы.
А как ведут себя шимпанзе и гориллы, если умирает их сородич? Наблюдения говорят о широком спектре поведенческих реакций. Как правило, члены группы собираются вокруг мертвого тела, рассматривают его, трогают руками или палками, двигают, иногда забрасывают свежими ветками; бывали и случаи каннибализма, когда члены группы съедали мертвое тело. Не раз описывали, как мать в течение нескольких дней не расставалась с телом умершего ребенка, носила его всюду за собой.
Такое поведение характерно не только для разных видов обезьян из разных популяций — то есть оно не является культурным феноменом, — но и для неродственных приматам видов, например для лошадей (R. S. Mendonça et al., 2019. Feral horses’ (Equus ferus caballus) behavior toward dying and dead conspecifics). Если жеребенок умирает, то мать долго стоит около него, обнюхивает и часто касается мертвого тела, а потом покидает его, при этом вожак-жеребец не дает ей вернуться к телу. Здесь дело, очевидно, в сильных материнских связях, опосредованных окситоцином.
Другие проявления повышенного интереса к умершим можно было бы отнести к естественному любопытству животных. Однако исследование Голдсборо с коллегами говорит о более сложном отношении обезьян к смерти (Z. Goldsborough et al., 2019. Do chimpanzees (Pan troglodytes) console a bereaved mother?). Авторы статьи изучали, как меняется отношение членов группы к близким родичам умершего. Казалось бы, такую задачу трудно решить объективно, однако специалисты, сфокусировав внимание на одном конкретном случае, справились с ней.
В зоопарке нидерландского города Арнема Бургерс Зоо самка по имени Мони родила мертвого детеныша. Она несколько дней не выпускала тело детеныша, пока другая самка, Туши, не забрала его. После этого Мони присоединилась к группе, и ученые с помощью видеокамер начали регистрировать все взаимодействия особей в группе, включая Мони и Туши. Такая регистрация велась и раньше, так что была возможность сравнить количество и типы взаимодействий до и после того грустного события. Выяснилось, что все особи в первые дни после смерти детеныша Мони заметно увеличили внимание к молодой матери: занимались с ней грумингом, обнимали ее или просто сидели рядом. Особенно старалась Туши. Ее утешения обращают на себя внимание потому, что она сама некоторое время назад пережила смерть детеныша. С человеческой точки зрения это понятно: если сам пережил какое-то горе, то легче понимаешь, каково переживать то же самое другим. Но ведь речь не о людях, а об обезьянах, и не ясно, насколько к ним приложимо такое рассуждение.
Киты, слоны, обезьяны, крысы и лошади демонстрируют повышенное внимание к умершим особям своей группы и своего вида. Это сложное поведение, и, как показывают данные по китам, оно зависит в том числе и от размера мозга. Оно может быть индивидуально окрашено и наиболее эмоционально у близких родственников умерших, как у шимпанзе Мони или дочери умершей слонихи. Переживания осиротевших матерей, по-видимому, понятны другим членам группы — не случайно они стараются дружескими проявлениями утешить свою товарку. Поэтому и человеческое поведение по отношению к умершим, по-видимому, следует рассматривать как продолжение развития ритуалов, уже имевшихся у обезьяноподобных предков.
Источник: Special Issue: Responses to Death and Dying: Primates and Other Mammals // Primates. 2020. V. 61. Issue 1. P. 1610–7365.
Источник: ecoportal.su